Задание на 19.05 Звук и буква Ч.
(смотрите документ и видео ниже)
Задания с буквой Ч
1. Найди букву Ч на карточке.
Обведи все буквы Ч карандашом (если
карточка распечатана на бумаге).
2. Найди букву Ч
Ребенок находит букву Ч в словах.
Где буква Ч в начале
слова, в середине, в конце?
чеснок бабочка ключ череда меч число мечта мяч калачи врач
3. Найди лишнее слово.
чибис чайка чирок птица
черешня чиж
4. Составь слово из
букв
щ ч а а
е м ч
а с ч
у о д ч (Ответы: чаща, меч, час, чудо.)
5. Выдели слово среди
ненужных букв.
рролаачислооджиию
(Число)
6. Рассмотри
внимательно картинки, назови слова и скажи, какая буква потерялась?
Задание на 13.05
Тема: Звук и буква «Й»
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.
2. Учить детей правильно произносить звук [Й].
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Продолжать учить анализировать предложение, составлять его схему .
5. Учить преобразовывать слова.
6. Совершенствовать умение определять место звука в слове.
7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход занятия.
Организационный момент.
Р: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну а сначала давайте поиграем. 1. Дидактическое упражнение «Как правильно?»
Р. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.
Телега везет лошадь.
Кошка поймала мышку.
За зимой наступило лето.
Фонарь освещается улицей.
Пешеход переходит дорогу.
2. Знакомство со звуком [Й].
Р. Ребятки, послушайте слова и подумайте , чем они похожи.
Воробей,
ручей,
репей,
соловей.
Р: Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].) Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука?
- Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он? (согласный ) Почему? (во рту при произнесении возникает преграда).
Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым квадратиком).
3. Играем «Покажи зеленый квадратик, когда слышишь звук [Й].»
Р: Покажите квадратик, когда услышите звук [Й]. - [й], [а], [e], [й], и т.д. (из ряда звуков); - до, мо, ай, ты, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов); - майка, дом, воробей, утка, май, чай, и т.д. (из ряда слов).
4. Определение места звука в слове.
С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии? Какой это звук? Почему? Какой буквой он обозначается?
Задание на среду 06.05
Тема: Звук Э
Пантомима «Прогулка с лес». Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.
Мы зашли далеко в лес и заблудились.
Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу.
Заблудились мы в лесу. (грустно) Эхо! Эхо!
Закричали все «Ау!» (громко) Вот потеха.
Никто не отзывается. (печально) Это эхо каждый раз
Лишь эхо отзывается. Передразнивает нас.
Наше эхо возвращается к нам тихо «Ау! Ау!» Е. Благинина
Нашли тропинку, возвращаемся домой.
Какой первый звук вы услышали в слове ЭХО?
Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком Э, познакомимся с буквой Э.
3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Изолированное и хоровое произношение звука Э с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля (губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык упирается в нижние зубы, воздух проходит свободно, голосовые связки работают).
Характеристика звука Э. Звук гласный, обозначается фишкой красного цвета. Звук Э можно долго тянуть, петь, можно громко крикнуть, при произнесении звука Э воздух выходит свободно, не встречая преграды.
4. Поймай звук в ладошку.
Родители произносит сначала изолированные звуки, затем слоги, слова . Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук Э:
-ж,э,ш,а,э,д,э
-эх, пэ, сэ, кэ, мэ, нэ, хэ, тэ
-Эмма, эму, поэт, поэты, поэма, эскимо, эскимос.
5. Произношение звука в словах.
Дети, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию. Что такое экскурсия?
Ответы детей. При затруднении – объяснение родитель.
Выходим на улицу. Какие дома вы увидели на улице? (Одноэтажные, двухэтажные, …многоэтажные) –Дополняйте предложения: В доме много… (этажей). Мы поднялись на пятый (этаж). Спустились с пятого (этажа).
Дальше мы поедем на метро.
Как называется лестница, которая спускает и поднимает людей в подземную станцию метро? (эскалатор). Поезда, которые перевозят людей с одной станции до другой называются (электрички). Почему так называются эти поезда? (Они питаются электричеством). Какие еще виды транспорта питаются электричеством? (Трамвай, троллейбус).Давайте подумаем и назовем слова, родственные со словом электричество (электричка, электровоз, электропоезд, электрик)
6. Выделение звука из стихотворения
Электричество в домах.
Свет горит на этажах.
Экономить надо свет.
Ты запомнил или нет?
Назовите слова со звуком Э. Как вы понимаете слово экономить?
Дальше мы пойдем в магазин, где продаются электробытовые приборы.
Показываю картинки,дети называют: (утюг – электроприбор, и т. д.) Почему их называют электроприборами? Можно ли электроприборами пользоваться детям? Почему?
Продолжим экскурсию. Снова поедем на электричке или, по-другому, на электропоезде, только уже не под землей а на земле. Нас приветствует человек, который управляет электропоездом, как его называют?
(Машинист). Есть ли звук Э в слове машинист? Имя его начинается со звука Э – Эдуард. Он спрашивает, куда мы поехали.
(Мы поехали на экскурсию) Электричка нас привезла за город, чтобы мы посмотрели, как работает вот такая огромная, сильная машина. (Экскаватор). Что делает экскаватор? Как зовут человека, который управляет экскаватором? (Экскаваторщик).
7. Физкультминутка.
На чем мы летели? Повторите. Есть ли в нем звук Э? Где он стоит? А в слове электричка где стоит звук Э? Аэробус отправляется с аэродрома. Сейчас поедем в аэропорт. Повторите слова со звуком Э (Аэробус, аэропорт, аэродром). Какая часть у них общая? «Аэро» - значит воздух.
8. Эскимосы съели эскимо. Они за хотели узнать название самой большой птицы – ЭМУ. Давайте напишем это слово, используя звуковую схему. Эти птицы живут в Австралии. Могли бы они жить на севере? Почему?
Составьте предложение со словом Эму.
9. Рабочая тетрадь со звуком Э.
10. Итог. Что нового узнали на занятии? Вспомним новые слова со звуком Э.
Задание на среду 29.04
Тема: Звук Ж
Наше занятия я хочу начать со сказки.
В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки). Послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
- Какой звук повторялся?
Правильно, Ж.
Сегодня мы познакомимся со звуком Iж I и буквой Ж. Нас ожидает много нового и интересного.
3. Характеристика звука IжI.
Воспитатель: Давайте произнесем звук Ж.
Дети: Ж-ж-ж.
Воспитатель: при произношении звука IжI губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.
Воспитатель: Звук [ж] можно пропеть?
Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.
Воспитатель :Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко работает.
Воспитатель: Если горлышко работает, значит звук [ж] звонки А еще звук [ж] всегда твердый. Дети, дайте полную характеристику звука [ж].
Дет :Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.
4. Игра «Будь внимателен».
Воспитатель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж].
Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж
ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ
ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ
Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.
4.Отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети: Жук.
5. Физ. минутка.
Воспитатель: Встаньте в круг,отдохнем:
В детский сад к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем вместе:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Чтобы улететь он смог.
6. Знакомство с буквой Ж.
Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?
- Нет, мы видим и пишем буквы.
- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.
Эта буква широка и похожа на жука.
Жук принёс нам эту букву.
С каких элементов состоит эта буква?
Покажите, где она находится в алфавите?
Чтобы лучше запомнить, давайте из палочек выложим букву Ж.
7. Работа в тетрадях.
буквы Ж.
8. Пальчиковая гимнастика «Сороконожка».
Две сороконожки
Бежали по дорожке,
Бежали, бежали,
Друг дружку повстречали,
Так обнимали,
Так обнимали,
Что мы их ели разняли.
9.. Звуковой анализ слова ЖУК.
Жук принёс карточки с буквами и просит составить из них слово.
Сколько слогов в этом слове?
Сколько гласных звуков?
Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ
У-ГЛАСНЫЙ
К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.
11. Итог занятия.
Жук подкрепился, остался, вами доволен, ему пора дальше в путь.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
- Чем мы сегодня занимались? С каким звуком и буквой познакомились?
- Что вам больше всего понравилось?
- А в чем были трудности?
Задание на среду 22.04.20
Цели:
- закрепить навыки правильного
произношения звуков «З» и «З'», закрепить в памяти детей графический образ
буквы «З».
1.Загадки:
Это
что за зверь лесной
Встал,
как столбик под сосной?
И
стоит среди травы,
Уши
больше головы? (зайка)
Пёстрой
лентой притворяясь,
В
зелени травы скользя,
Извиваясь,
изгибаясь
По
земле ползёт (змея)
Рогатая,
а не олень.
Даёт
молоко, а не корова (коза)
Этот
зверь раскрашен броско
В
чёрно-белую полоску.
Под
степным высоким небом
В
Африке пасутся. (зебры)
С
визгом прыгают по веткам
И
резвятся, словно детки,
На
качелях из лианы
Ввысь взлетают (обезьяны)
2. Основная часть. Знакомство со звуком З.
-Приложите, пожалуйста, тыльную сторону
ладони к шее и спереди и произнесите звук З-З-З-З. Что вы ощущаете?
(Горло дрожит. Голосок так звонко поёт
песни, что даже стенки его «домика» (горло) дрожат).
-Что происходит с языком, когда мы
произносим этот звук?
(Язык упирается в зубы, губы растянуты в
улыбке, есть воздушная струя и голос)
Дети подводятся к выводу, что это
согласный звук, звонкий, твёрдый (мягкий)
-Посмотрите, я поймала комарика и сейчас
тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко.
-подходит к каждому ребёнку и тот,
соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук З. видео
3.Звуковой анализ слова РОЗА
4.Теперь давайте вспомним потешки со звуком
З:
ЗА-ЗА-ЗА, ЗА-ЗА-ЗА- здесь
стоит коза.
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ, ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ- мало сена
у козы.
ЗУ-ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ-ЗУ- Обвязали
мы козу.
Физминутка
«Зайчики»
Дети вместе с воспитателем выполняют
ритмичные движения.
Поднимайте плечики, прыгайте, как зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок, на травку присядем.
Тишину послушаем, морковку покушаем
Тише, тише, высоко прыгай, на носках легко!
5.
Рассмотри картинки, в каких из них есть звук З
6. Рабочая тетрадь.
Занятие на 08.04.20.
Задание № 1 Тема: Космос
«Звуки [с], [с’]. Буква «С»
Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить
детей звуковому анализу слов, умению делить слова на слоги, называть количество
слогов, ставить ударение. Учить составлять предложения, подбирать антонимы к
заданным словам. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять
его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении.
Развивать фонематический слух, память, внимание.
Оборудование: Демонстрационные
и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные
квадратики для звукового анализа; демонстрационные карточки с буквами «С», «с».
Ход занятия:
I. Повторение пройденного.
- Ребята, давайте с вами вспомним, чем
отличаются звуки от букв?
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- Какие звуки называются гласными?
(Звуки, которые можно долго тянуть, при этом во рту не образуется преграды,
полный ответ).
- С какими гласными звуками мы с вами
уже познакомились?
(а, о. у, и полный ответ).
- Каким цветом мы обозначаем гласные
звуки в схеме слова?
(Красным).
- Какие звуки называются согласными?
(Те
звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы.
Звуки согласны с тем, что воздух встречает препятствие).
- С какими согласными звуками мы с вами
уже знакомы?
(м, н, р, п, т, д, х, к, г, б).
- Каким цветом в схеме слова мы
обозначаем согласные твердые звуки?
(Синим).
- Каким цветом в схеме слова мы
обозначаем согласные мягкие звуки?
(Зеленым, полный ответ).
II. Новый материал.
- Сегодня мы с вами познакомимся с
новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».
1. Фонематическая
зарядка.
- Когда воздушный шарик начинает
сдуваться, воздух из него выходит так
[с – с – с].
- Давайте все вместе произнесем.
2.
Артикуляция звука.
- Обратите внимание, что когда мы
произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за
нижние зубки.
- Давайте проверим какая струйка воздуха
выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте
ладошку.
(Холодная струя воздуха, полный ответ).
3.
Характеристика звука [с].
- Звук [с] гласный или согласный? Как вы
определили?
(Согласный,
т. к. воздух встречает препятствие – зубы, полный ответ)
- Давайте определим звук [с] глухой или
звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на
горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?
(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).
- Какой он по твердости-мягкости?
(Твердый, полный ответ).
- Значит звук [с] – согласный, глухой,
твердый.
(Попросить повторить 2-3 раза).
- Каким цветом в схеме слова мы будем
обозначать звук [с]?
(Синим).
4. Работа со звуком [с].
В
начале слова.
-Что изображено на картинке?
(Стул).
-В слове «стул» есть звук [с]? А где он
стоит в начале, в середине или в конце слова?
(В начале слова).
-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук
[с] стоит в начале.
(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива. Если дети затрудняются
в подборе слов, помогите).
- Молодцы! Сейчас мы с вами составим
схему слова «собака».
- А сколько слогов в слове «собака»?
(Три слога).
-Давайте поставим ударение в слове
«собака». На какой слог падает ударение?
(На второй).
- Правильно, значит, в слове «собака»
второй слог ударный.
В
середине слова.
-Что изображено на картинке?
(Часы).
-В слове «часы» есть звук [с]? А где он
стоит в начале, в середине или в конце слова?(В середине).
-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук
[с] стоит в середине.
(Весы,
бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы. Если дети затрудняются в подборе слов).
- Молодцы! Сейчас мы с вами составим
схему слова «крыса».
(Проводится характеристика каждого звука
в слове).
- А сколько слогов в слове «крыса»?
(Два, полный ответ).
-Давайте поставим ударение в слове
«крыса». На какой слог падает ударение?
(На первый, полный ответ).
- Правильно, значит, в слове «крыса»
первый слог ударный.
(Попросить повторить 2-3 раза).
В конце слова.
-Что изображено на картинке?
(Автобус, полный ответ).
-В слове «автобус» есть звук [с]? А где
он стоит в начале, в середине или в конце слова?
(В конце, полный ответ).
-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук
[с] стоит в конце.
(Волос, парус, нос, мороз, полный ответ).
- Молодцы!
5. Характеристика звука [с’].
-Что изображено на картинке?
(Семь).
-Какой первый звук в слове «семь»?
(Звук [с’]).
- Звук [с’] гласный или согласный?
(Согласный).
- Какой звук [с’] глухой или звонкий?
(Глухой).
- Какой он по твердости-мягкости?
(Мягкий).
- Значит звук [с’] – согласный, глухой,
мягкий.
- Каким цветом в схеме слова мы будем
обозначать звук [с’]?
(Зеленым).
6. Работа со звуком [с’].
В начале слова.
-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук
[с’] стоит в начале.
(Синий, сито, сирень, Сима, Семен,
Сережа, синица, полный ответ) Молодцы!
-Какое время года изображено на
картинке?
(Осень).
-В слове «осень» есть звук [с’]? А где
он стоит в начале, в середине или в конце слова?
(В середине, полный ответ).
-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук
[с’] стоит в середине.
(Василек, Вася, носик, песик, лисичка,
косичка.).
Физкультминутка (Созвездие)
Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны,
вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)
7. Знакомство с буквами «С» и «с».
-Это большая буква «С», это маленькая
буква «с».
-На что похожа буква «С»?
(Месяц, подкова, кусочек бублика).
***
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над
домом.
III. Речевые игры.
«Скажи наоборот»
(Широкий - узкий, низкий – высокий,
темный – светлый, сильный – слабый, грустный – веселый).
«Чистоговорки»
Са-са-са — бегает лиса. Се-се-се —
ленточки в косе.
Со-со-со — мне дали колесо. Си-си-си —
подъехало такси.
Су-су-су — ягоды в лесу. Ась-ась-ась —
плавает карась.
Сы-сы-сы — тикают часы. Ось-ось-ось — на
поляне лось.
Ас-ас-ас — свет в окне погас. Иска-иска
— на столе миска.
Ос-ос-ос — на палубе матрос. Си-си-си —
сена накоси.
Ус-ус-ус — на ёлке много бус.
Усь-усь-усь — подходит гусь.
Ыс-ыс-ыс — такса ловит крыс. Ысь-ысь-ысь
- в капкане рысь.
IV. Итог занятия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий